Анализ деятельности исторической личности
(задание С6 – сочинение (свободный развернутый ответ на историческую тему)
Задание С6 - сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической деятельности является альтернативным: выпускник имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Формулировка этого задания включает своеобразный план, который является основой для ответа экзаменуемого: «Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.)».
смотреть полный текст документа
Эссе по обществознанию
Среди всех заданий экзаменационной работы по обществознанию есть одно особое, не похожее на другие - это задание С9: написать в свободной форме краткое сочинение – эссе. Прежде всего это задание отличается от других своей структурой: оно состоит из двух частей.
Первая часть (собственно формулировка задания) – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять.
Вторая часть – это темы эссе, заданные в форме высказывания: изречений, афоризмов, крылатых фраз, касающихся социальных явлений и процессов. Их шесть. Они принадлежат философам, ученым, писателям, общественным деятелям, затрагивают определенные проблемы общественного развития и жизнедеятельности человека и отражают конкретно-личностное восприятие этих проблем авторами, ориентируя выпускника на свободу построения своего текста, открытость, непринужденность выражения собственной позиции.
Каждому высказыванию предшествует указание на определенную область социально-гуманитарного знания (науку, базовую для школьного обществоведческого курса: философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение), ориентирующее выпускника на ту содержательную область, в контексте которой требуется выявить проблему и выстроить ответ.
смотреть полный текст документа
Проектные ученические работы
К итоговой работе по обществознанию, которую учащиеся пишут на весенних каникулах, предъявляются две группы требований: технические и содержательные. С технической точки зрения работа должна включать следующие элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- текст работы (не менее 10 стандартных машинописных страниц);
- список литературы;
- приложение (составленная автором анкета).
Текст работы подразделяется на введение (1 стр.); теоретическую часть (2-3 стр.); практическую часть (5-6 стр.) и заключение ( 1 стр.).
Содержательные требования к каждой части:
- во введении автор должен определить тему исследования и объяснить, почему она его заинтересовала и чем она может быть интересна для других, а также дать краткое изложение содержания работы («Работа состоит из введения, теоретической и практической частей и заключения. В теоретической части… В практической части… В заключении…»);
- в теоретической части автор кратко излагает содержание прочитанной им по теме книги, формулирует гипотезу и дает определение основных понятий;
- в практической части рассказывается о составленной автором анкете, о ходе исследования (сколько человек опрашивалось, когда проводился опрос, сколько анкет признано недействительными и почему; характеристика выборки по полу, возрасту, образованию) об обработке результатов исследования (одномерный анализ, анализ связи между двумя переменными и пр.), об интерпретации результатов на основе какой-либо общественной теории;
- в заключении кратко (желательно – нумерованным списком) должны быть представлены выводы и указано, подтвердилась или нет гипотеза исследования.
На основе работы ученики должны подготовить краткие выступления (примерно в 5-8 мин.), в которых им следует рассказать о проделанной работе и ознакомить слушателей со своими выводами. В четвертой четверти ученики выступают друг перед другом, работы обсуждаются и оцениваются.
В конечном итоге в классе, как правило, оказывается очень мало работ, полностью соответствующих обозначенным выше требованиям. Но все ученики получают опыт самостоятельного научного исследования, у них формируются умения и навыки работы с гуманитарной информацией, они овладевают способами добывания этой информации.
Далее >>> |