Основные ошибки, которые допускают школьники, приступая к работе над эссе
Превращают высказывание в эпиграф-декорацию. Переписав его в тетрадь, они благополучно забывают о нём и пускаются в пересказ известной им исторической информации по теме эссе или об авторе первоисточника.
Полагают, что проблема (или смысл) уже предъявлена им самим текстом. Обычно они начинают свое сочинение шаблонными словами: «Рассматриваемая мною проблема актуальна / обсуждается в обществе…» Но о какой проблеме идёт речь, остаётся непонятным ни самому автору эссе, ни экспертам.
Начинают эссе сразу с выражения согласия (или несогласия) с авторской точкой зрения. Как мы видим, любое высказывание многослойно, его можно прочитать с разными акцентами, по-разному понять и интерпретировать мысль автора. Поэтому сначала нужно определиться с очевидной для себя сутью (проблемой /смыслом) афоризма, возможно, перефразировать его, чтобы чётко сформулировать исходный тезис своего эссе и записать его.
Историческое эссе на 50 баллов
□ Понимание главной мысли высказывания (О чём говорит автор? Что он утверждает или оценивает?) и её развитие в эссе (0–10 баллов).
□ Формулирование и обоснование собственной позиции в отношении данного высказывания (полное согласие / частичное согласие / полное несогласие и обоснование своего взгляда на предмет исторической дискус- сии) (0–10 баллов).
□ Качество (исторический пример, теоретическое обоснование, ссылка на других историков или научные позиции) и количество аргументов (2 и более) в защиту своей точки зрения (0–10 баллов).
□ Логическая целостность и завершённость эссе (введение, основная часть, резюме, связки и переходы между ними) (0–5 баллов).
□ Оригинальность стиля, языка и формы изложения (0–5 баллов).
□ Знания об авторе высказывания, эпохе и источниках, относящихся к данному высказыванию или к аргументации, обзор разных точек зрения на предмет дискуссии (0–10 баллов).