Алгоритм характеристики исторической личности.
- исторические условия, в которых происходит деятельность личности;
- задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
- интересы какого класса (классов, слоев общества) выражает исторический деятель?
- значение его личностных качеств.
- оценка результатов деятельности исторической личности.
Памятка для работы с историческим источником.
1. Дайте характеристику историческому источнику: а) автор; б) время создания; в) жанр.
2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
3. Определите особенности текста, в том числе и художественные, выделите и выпишите в тетрадь основные исторические факты.
4. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте – исторические факты или художественное описание событий.
5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.
Алгоритм по изучению материалов о войнах
1. Причина и характер войны;
- основные противоречия, приведшие к войне;
- подготовка к войне, соотношение сил;
- планы сторон;
2. Ход войны (основные этапы):
- повод к войне и ее начало;
- основные этапы и главные сражения;
- окончание войны, условия мира, итоги;
3. Значение войны (экономическое, политическое, социальное и другие последствия войны).
Алгоритм в изучении материала о революциях
1. Причины революции.
2. Задачи революции («зеркально» причинам).
3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их.
4. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам данной революции, а также по составу движущих сил).
5. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
6. Итоги революции.
7. Значение революции: а) внутреннее, б) международное.
Памятка для решения познавательных задач
1. Внимательно ознакомьтесь с условиями задачи. С помощью словарей, справочников или учебника выясните непонятные термины.
2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
а) что дано в условии для решения задачи;
б) какие знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам необходимо обратиться;
в) какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.
3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
а) соответствует ли ответ существу вопроса;
б) если в задаче несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый;
в) нет ли противоречий в ваших аргументах;
г) нет ли в условии задачи данных, противоречащих предполагаемому вами решению;
д) можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
е) не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами;
ж) готовы ли вы четко и убедительно изложить выводы и доказательства (факты, примеры, аргументы), объяснить, каким путем получен ответ.
Памятка для выполнения учебно-практических заданий
1. Уясните смысл требований задания.
2. Подумайте, какие знания необходимы, для выполнения задания, из каких источников их можно почерпнуть.
3. Продумайте план выполнения задания:
а) наметьте вопросы, на которые надо получить ответы;
б) определите, каким образом следует собирать необходимую для выполнения задания информацию( к каким источникам обратиться, с какими людьми побеседовать, какие объекты наблюдать);
в) подумайте как вы будете фиксировать необходимые данные;
г) если задание выполняется в группе, распределите обязанности;
д) определите сроки выполнения задания(по этапам);
е) обсудите с учителем или в группе намеченный план и при необходимости скорректируйте его
4. Реализуйте составленный план.
5. Убедитесь, что задание выполнено полностью:
а) оцените, достаточно ли собранных данных, надежны ли они, нет ли ошибки;
б) обдумайте собранную информацию, мысленно обобщите ее, сделайте практические предположения;
в) проверьте, насколько доказательны ваши выводы и предположения (практические рекомендации);
г) продумайте, все ли возможные выводы и предложения сделаны;
д) уточните дополнительные вопросы, возникшие в процессе выполнения задания, учтены ли они в итоге.
6. Изложите результаты выполнения задания в соответствии с указанием учителя в устной, письменной или наглядной форме.
<<< Назад |